стих А. С. Пушкина "Анчар"
Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году
Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном
творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое.
Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются
жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в
создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы
«Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для
создания аллегорического стихотворения «Анчар».
Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет
позволяет назвать его балладой.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о
существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники
рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен.
Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую
смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ
смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
К нему и птица не летит,
И тигр не нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот
выполнил поручение, заплатив за это жизнью.
В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин
сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву,
несущему смерть. Все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей
вселенной». Царь нарушает закон природы.
Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание
ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на
смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты,
направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего
живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его
всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и
царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для
общества.
Александр Пушкин: анчар.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.