Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»
Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» - проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем - проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи.
Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это - описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств:
Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.
Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для
него она принимает колоссальные масштабы – «на земле зима». Это время года
становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы
догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию.
Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная,
дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в
старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что
«спать услал ученика».
Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по
самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому
герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее:
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой - одно.
Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог:
Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар - исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.
Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она
раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический
герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины,
которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть.
Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно,
фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар - исток всего». Этот
«удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека
теперь ничто не интересует.
О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство,
вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило
переосмыслить жизнь, ее ценности и законы.
А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя
закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега,
«зализывать свои раны».
В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном,
соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам
лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона,
но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние:
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж
(«Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в
перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания
лирического героя.
Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся
символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю
драму лирического героя.
Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие
и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не
поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома,
полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных
льдин», «Булки фонарей, и на трубе …Потонувший в перьях нелюдимый дым».
Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и
зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию
определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении.
Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но -
наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня
усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения
(«и черным По белу в снегу - косяк особняка») и т.д.
Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и
белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса,
царящего в душе лирического героя.
Борис Пастернак: зимняя ночь.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв