Федор Тютчев Федор Тютчев - стихи

Антология русской поэзии

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.




О стихотворении Тютчева Ф.И. «Весенняя гроза»

«Люблю грозу в начале мая...» - так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация стихотворения «Весення гроза». Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю...».
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Стихи о любви и про любовь

 

 

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу.
Любимым временем года поэта была весна – время обновления всего живого,
начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов:
«Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ».
Одно из самых известных стихотворений – «Весенняя гроза».
Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу
– природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу.
Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая
и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга.
Мы видим это природное явление в развитии: его начало,
саму грозу и её окончание.
Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной
и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает
весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение:
раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Выразительность и яркость
стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит),
олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения
(гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и
созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.
Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям
своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться
природой и восхищаться каждым из ее проявлении.

Федор Тютчев: весенняя гроза.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв